II О ( Т N
II К II II II Л М І І* І II II Я
О БРАЗО ВАН И Е
И
МОЙ УРОК СО МНОЮ
Российские учителя, которых массово сманивают в Китай, рассказывают, почему
они туда едут, насколько тяжело учить китайцев и чему они учатся сами.
музыка
иван мишунин:
«Я вырос в Благовещенске: городишко Хайхэ был виден из
окна - грязь, лачуги и бездорожье. Н.1 моих глазах на китайской стороне
Амура выстроились небоскребы, а Благовещенск погряз в нищете. Потом,
когда я уже учился в Москве, я часто ездил с концертами в Азию и o6i.ex.ui
весь Китай - гуг теперь в любом захолустье залы на тысячу-две зрителей.
Китайцы обожают русскую музыку. Залы переполнены, если в про-
грамме Чайковский и Рахманинов, но не меньше любят и советские пес-
ни. Часто зрители, в основном крестьяне, просят сыграть в конце концер-
та «Катюшу» и «Подмосковные вечера» и хором подпевают - они уверены,
что это китайские народные песни. Возможно, их привлекают красивые
мелодии, которых нет в их собственной музыке, и конфликт, отличающий
наши симфонии и сонаты от созерцательной ки тайской традиции. К тому
же «культурная революция» фактически разрушила национальную куль-
ауру Китая и копировала советскую. Впрочем, им тогда было и не до му-
зыки. Теперь, когда они снова ею увлеклись, русские музыканты - как пра-
вило, выпускники именно Московской консерватории - сидят на самых
ответственных позициях лучших городов Китая и лучших университетов.
Такая востребованность плюс моя искренняя любовь к стране приве-
ли меня к тому, что сразу после Консерватории, в 1998 году, я по первому
попавшемуся контракту уехал туда работать. Это была самая обыкновен-
ная музыкальная школа на юге. Мне с ходу предложили квартиру, пол-
ный соцпакет, нормальную зарплату. Уже через несколько месяцев я стал
совладельцем школы. Наши ученики начали побеждать на разных кон-
курсах. Я познакомился со всеми лучшими музыкантами юрода, и мы ре-
1улярно давали концерты. Это, кстати, один из исторических принципов
Московской консерватории: какие бы ни были заслуженные профессора -
все регулярно играют, тогда как китайские преподаватели больше теоретики.
Потом на меня вышел невероятно популярный китайский пианист
Лю Ши Кунь, ученик моего деда Самуила Фейнберга и лауреат самого пер-
вого Конкурса им. Чайковского 19^8 года. Сейчас у него сеть из 98 музы-
кальных школ по всем)' Китаю. Он
предложил мне перееха ть в Гонконг
и быть его правой рукой - гак я стал
арт-директором всей сети. Я ездил
по школам и собственными руками
показывал, как можно научиться ш
ра ть в так называемой русской шко-
ле пианизма. Речь об особом спо-
собе Прикосновения к клавишам,
когда играют весом кисти с рассла-
бленной рукой, отчего звук получа-
ется теплый, ласковый и благород-
ный. Европейская салонная мане-
ра - играть одними пальцами, при
этом звук получается немного сте-
клянный и стучащий Когда Китай
цы слышат «русский» звук, он про-
изводит на них какое-то магическое
действие. В общем, Лю Ши Кунь ор
глнизовал мне сальные концерт ы во
всех больших городах, чтобы рекла-
мировать свои школы. Когда с его
сетью было уже все в порядке, я от -
крыл две собственные школы и те-_
перь больше ориентируюсь на меж-
дународную сцену, сижу в жюри ев-
ропейских конкурсов, как бы отве-
чаю за Азию на Западе.
Думаю, всего сейчас русских
преподавателей музыки в Китае око
4 0 I N
У І I К I
ЯНВАРЬ 2014
предыдущая страница 28 Esquire 2014 01 читать онлайн следующая страница 30 Esquire 2014 01 читать онлайн Домой Выключить/включить текст