ло тысячи. Я знаю многих, но мы
мало пересекаемся, даже живя в од-
ном городе. Я работаю без выход-
ных. в день по 10-12 уроков, каждый
примерно по часу. Такой спрос на
Все это вместе с колоссальной генетической усидчивостью уже при-
водит к невероятным результатам. Обычно музыкой начинают здесь за-
ниматься с трех с половиной лет. И я не знаю других детей, которые бы
могли конкурировать с азиатами по качеству подготовки домашнего зада-
ния. Процент одаренных детей по отношению к остальным тут, разуме-
русскую музыку и учителей рожда-
ет в Китае и свои суррогаты. Мы, ев-
ропейцы, немного на одно лицо для
китайцев, и когда приезжают люди
из Белоруссии или Украины и выда-
ют себя за выпускников Московской
консерватории, местным требуется
время, чтобы разобраться в их про-
фессиональном уровне, а пока они
занимают хорошие места.
Фортепиано - самый популяр-
ный в Китае инструмент, на нем иг-
рает 90% всех, кто вообще на чем-
либо играет. По приблизительным
подсчетам, юо млн китайцев так или
иначе притрагиваются к фортепиа-
но. Обеспеченная китайская семья
вынуждена все средст ва вкладыват ь
в единственно возможного ребенка,
растет поколение очень образован-
ных. очень здоровых и очень изба-
лованных царьков, объездивших
весь мир, владеющих несколькими
языками и часто несколькими ин-
струментами. Любое явление рас-
пространяется здесь, как цунами:
если в хорошем жилом квартале од-
на семья заводит рояль, тут же ро-
яли - дорогие, европейские - появ-
ляются у остальных.
ется, такой же, но в Китае в п раз больше людей, чем в России, а значит,
в и раз больше и талантов. Впрочем, оперу в пять лег, насколько я знаю,
пока никто еще не сочинил.
Другое общее качество здесь - подобострастное уважение к учителю.
Даже если у ученика есть свое мнение, он никогда его не выскажег, и кон-
структивный художественный конфликт, необходимый для творчест ва, ста-
новится почти невозможен. Иногда приходится провоцировать учеников,
вызыва л, в них чувства. Помню, 16-летний ученик никак не мог оживить
бетховенскую «К Элизе», и пришлось просить его вспомнить девочку, ко-
торая ему нравится; мальчик краснел, но получалось лучше. То же с рус-
ской музыкой - какие-нибудь бесконечные мелодии Рахманинова никак им
не даются. Приходится показывать
пєйзііжи
с нашими полями на сколько
хватает глаз. Но все только начинается, а результаты уже приличные: по-
беды на престижных конкурсах наших учеников или. например, тог факт,
что самой старшей нашей ученице, миллиардерше из Гонконга, - 88 лег».
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
юлия
Наумова:
«Сейчас я профессионально занимаюсь китайской и рус-
ской живописью, возглавляю только что открытую в Москве Академию-
гохуа - китайской традиционной живописи, а в 2005 году, когда я первый
раз поехала в Китай, у меня не было другого шанса туда попасть, кроме
как поработать учителем. Я преподавада русскую живопись девять месяцев
в Шаньдунском педагогическом университете и вернулась в Москву, пото-
му что сын должен был идти в школу. Но постепенно я поняла, что не мо-
гу жить без Китая, и снова рванула туда, теперь уже на два года.
Первый год я преподавала в частной школе в провинции Сычуань, го-
род Дуцзяньян - как раз там, где было сильное землетрясение в 2008 году,
и его отзвуки нас потряхивали почти каждый месяц. Школу создал знаме-
нитый китайский скрипач на волне «эпохи перемен», она полностью по-
строена по американскому образцу, все предметы по-английски, учителя -
>1 11 II А I* I» 2 0 14
I ч 9 І I К I
4 1
предыдущая страница 29 Esquire 2014 01 читать онлайн следующая страница 31 Esquire 2014 01 читать онлайн Домой Выключить/включить текст