II 0 ( 1 У II К II II II Л М I Р I II II
и
О БРАЗО ВАН И Е
иностранцы. Я преподавала в ю-12 классах изобразительное искусство для
детей богатых родителей, которых интересовала в основном предстоящая
поездка в Америку, а мой предмет воспринимался как необязательный.
В государственном вузе - Хунаньском университете науки и искусств,
где я работала следующий год, - ситуация была совершенно другая: там
учатся студенты, которые преодолели о1ромный конкурс, они дейст витель-
но жаждут знаний, а их родители с трудом оплачивают учебу. Для начала
его университета господину Го ме-
ня принял китайский художествен-
ный бомонд, а лучшей наградой ста-
ло то, что на первой выставке работ
в стиле тохуа, в которой я участво-
вала, китайцы не поняли, что рисо-
вала иностранка».
вступительный конкурс на художественный факультет - это надо видеть:
зал размером со стадион, полностью застеленный ковром гуашевых работ.
Все с одинаковыми ошибками. Комиссия ходит среди них и высматрива-
ет более или менее приличные. Потом поступившие разделяются на по-
токи, изучающие тохуа и западное искусство, примерно одинаковые, по-
тому как оба направления сейчас одинаково популярны.
Современная тенденция в китайском искусстве - это смешение евро-
пейского и традиционного. Они сравнительно недавно, лет сто назад, стали
работать с натурой. 11ри этом продолжают, например, использовать тради-
ционные инструменты - рисовая бумага, тушь, минеральные краски. Но
собственное искусство Китая принципиально отличается от европейско-
го: если западный пейзаж написан с какой-то конкретной точки зрения
и обладает перспективой, то традиционный китайский - это всегда некое
путешествие, и художник делится своим впечатлением о нем. Зритель мо-
жет вслед за автором пройти весь его путь: обогнуть гору, затем увидеть
следующую и так далее. Или возьмем анималистику: мы стараемся нари-
совать конкретную утку, а у китайцев это будет утка вообще, то есть суть
утки. Она может быть нарисована с конструктивными ошибками, но с дру-
гой птицей ее не спутаешь.
Студентов нужно обучать более тщательно, рисуя вместе с ними с на-
туры и обьясняя пошагово все стадии выполнения работы. Например, при
изучении рисунка интерьера они все рисовали на столах, из-за чего рабо-
ты грешили искажением перспективы. Я их отправила за мольберты, что-
бы они могли смотреть на лист под прямым углом; научила пользоваться
карандашом на вытянутой руке. А ведь это такие законы, которые у нас
положено знать в художественных шкалах. Без лекций по колористке то-
же не обошлось: студенты выкладывали по 32 цвета, а иногда и больше, на
палитру. Они покупают масляные краски ХАтюг&Ые'ллоп, где есть вся
цветовая гамма вплоть до телесного. Мы-то всю жизнь делали телесный из
красного, желтого и белого - получался нормальный здоровый цвет, а по
их заводскому анатомичка плачет. Я ходила и счищала палитры, оставляла
основные 12-13 цветов и заставляла самостоятельно смешивать краски. В ре-
зультате я много сил вложила в исправление технических ошибок, а гово-
рить со студентами о содержании времени не хватало.
Собственную мечту - поучиться у китайских мастеров тохуа - я за
это время все же успела реализовать. Я нашла прекрасных учителей: Ма
Сяолея в Шаньдуне, и И Пина в Хунане. Более того, благодаря декану мо-
ШАХМАТЫ
вер* нЕбольсинл:
«Первый раз я ока-
залась в Китае в апреле 2005 года,
когда меня пригласили на «турнир
звезд» по быстрым шахматам, где
играли шахматистки, побеждавшие
на Олимпиаде и чемпионатах мира
и Европы в разных возрастных кате-
гориях. Сейчас во всем мире делает-
ся упор на шахматы как на искусст-
во - искусство мыслить, принимать
решения, поэтому матчи проходят
и в Лувре, и в Третьяковской гале-
рее. И в Китае тоже стараются по-
казать, что шахматы - это красиво.
На тот «турнир звезд» они собра-
ли двенадцать девушек, это при-
влекло огромное количество прес-
сы, телевидение - шум был таким,
что нас узнавали на улицах в пяти-
миллионном городе. Мне тогда бы-
ло 14 лет, и я уже была чемпионкой
мира и дважды вице-чемпионкой.
Выступила я хорошо, и мне пред-
ложили поиграть в Китайской шах-
матной лите.
Сейчас в Китае открывается
очень много «ти янь» - школ по
шахматам и игре в то («ти» - это ие-
роглиф, который используется для
обеих игр). Го - традиционная ки- .
тайская игра, которая, помимо про-
чего, позволяет овладевать моделя-
ми, важными для ведения бизнеса.
Но поскольку го не так популяр-
на за пределами Китая, Японии и
Кореи, ключом к выходу в западный
X
г
I
ч
д I
I
к
I
и
и
и
л
р
ь а
о I
4
предыдущая страница 30 Esquire 2014 01 читать онлайн следующая страница 32 Esquire 2014 01 читать онлайн Домой Выключить/включить текст