О
О )
с ч
о
о
ДАРА ХОРН,
ВХОДИТ В 25 САМЫХ МНОГООБЕЩАЮЩИХ МОЛОДЫХ
ПИСАТЕЛЕЙ АМЕРИКИ ПО ВЕРСИИ ЖУРНАЛА ОРАЫТА,
АВТОР ОДНОЙ ДОКУМЕНТАЛЬНОЙ КНИГИ «СПАСИ-
ТЕЛЬ» И ЧЕТЫРЕХ РОМАНОВ - «В ОБРАЗЕ», «ВСЕ ПРО-
ЧИЕ НОЧИ», «МИР БУДУЩЕГО» И «РУКОВОДСТВО
ДЛЯ РАСТЕРЯННЫХ»
После того как в 1924 году Франц Кафка умер от ту-
беркулеза, среди его вещей было обнаружено множест-
во рукописей и личного имущества, и все это было вве-
рено писателю Максу Броду, которого Кафка назначил
душеприказчиком. В завещании Кафка недвусмысленно
предписал Броду сжечь все рукописи, но тот пренебрег
этим указанием. Касательно личного имущества ника-
ких распоряжений в завещании не содержалось.
Кафка умер, работая, помимо «Процесса»,
над еще одной рукописью, названной в черно-
виках «Превращение II: игрушечная обезьянка».
В «Превращении II» продолжается история семьи Замза,
пережившей в «Превращении» фанта-
стические горести. В конце первой части
описывается смерть насекомого Грегора
и облегчение, испытанное супруга-
ми Замза, когда они заметили цветущий
вид своей дочери Греты («они думали
о том, что вот и пришло время подыскать
ей хорошего мужа»®). «Превращение
II» начинается десять лет спустя. Грета
Розенцвейг, урожденная Замза, живет
в Праге. Она - недовольная жизнью до-
мохозяйка и мать, балующая троих де-
тей. В первом абзаце Грета Розенцвейг
просыпается от тревожного сна и обна-
руживает, что превратилась в плюшевую
игрушку своего угрюмого и неблагодар-
ного шестилетнего сына Адольфа. Когда
юный Адольф начинает систематически
реализовывать программу садистского
уничтожения своих игрушек, Грета пе-
реосмысляет свой подход к воспитанию
и задумывается о том, что Бога нет.
«Франц должен был назначить дру-
того исполнителя завещания, если бы его
собственное распоряжение отдано было
им окончательно и бесповоротно, - на-
писал Брод впоследствии. - Но, прочитав
«Игрушечную обезьянку», я сразу понял,
что могу почтить его последнюю волю».
«Превращение II: игрушечная обезь-
янка» кануло в Лету, вместе с нескольки-
ми страницами из дневника Кафки, где
жена Брода была названа «бестолковой».
До наших дней сохранилась только сама
игрушка, молчаливое подтверждение то-
го, что у искусства тоже есть пределы.
И
47,20
Перевод Соломона Апта
предыдущая страница 109 Esquire 2014 02 читать онлайн следующая страница 111 Esquire 2014 02 читать онлайн Домой Выключить/включить текст