ментальные теоремы о благосостоянии и экономическом равновесии, наша
наука не знала по-настоящему значимых прорывов. Я уверен, что виртуаль-
ные экономики, которые зарождаются и эволюционируют внутри активных
игровых сообществ, могут помочь нам выйти из этого тупика, предоставив
беспрецедентную площадку для экспериментальных исследовании. Вот вам несколько приме-
ров.
Одна из самых больших проблем современного человечества - это несовпадение между
желаниями отдельных людей и целями всего общества. Зачастую каждый из нас делает вы-
бор, который, как мы думаем, одновременно соответствует нашим личным интересам и не
вредит явно остальным, но совокупность этих выборов в результате оборачивается катастро-
фическими последствиями для всех. Достаточно вспомнить кредитный коллапс 2008 года или
посмотреть на плачевное состояние экологии нашей планеты. Издержки заботы об окружаю-
щей среде для конкретного человека значительно выше, чем его персональная выгода, тогда
как для человечества - все ровно наоборот. Это крайне интересная для любого экономиста
тема, которую, однако, очень сложно исследовать.
Как бы нам могли помочь видеоигры? Мы могли бы взять вселенную какой-нибудь по-
пулярной онлайн-игры - World o f Warcraft или Eve Online - и предложить пользователям
принять участие в простом и старом, как вся экономическая наука, эксперименте. Мы бы
предложили им нечто, что все они ценят, скажем, определенную сумму в местной виртуаль-
ной валюте, а затем предоставили им выбор. В одном случае они могли бы принять подарок
и использовать его по своему усмотрению. Во втором - они могли бы положить деньги в об-
щий банк, все совокупные сбережения которого через неделю увеличатся в пять раз, а затем
будут поровну распределены между всеми игроками в независимости от их личного вклада.
С точки зрения общества в целом рациональной стала бы стратегия передачи всех денег бан-
ку. Но если вы размышляете в более индивидуалистской манере, логичней оставить деньги
себе, а потом точно так же получить долю от вложений остальных. Но что, если все поведут
себя точно так же? Было бы очень интересно посмотреть, какие конкретно люди, из каких
частей мира и при каких обстоятельствах принимают то или иное решение.
Вот еще одна идея. Мы все слишком хорошо знаем по рынку акций или недвижимости,
что существует такое явление, как пузырь. Но как быстро он надувается? Как он меняется?
И когда лопнет? К сожалению, в реальной жизни мы не можем ответить на этот вопрос эм-
пирически - у нас банально не хватит точных данных. Зато такая возможность есть в видео-
играх. Мы легко можем понизить ценность определенных виртуальных товаров, а потом от-
кинуться в кресло и в реальном времени смотреть, как будет происходить коллапс их стоимо-
сти в ходе торговли между игроками. Параллельно мы можем протестировать сразу несколь-
ко разнообразных теорий и гипотез, по-разному объясняющих продолжительность периода,
в течение которого держался пузырь.
Перспективы подобного применения виртуальных миров в исследовательских целях бу-
доражат воображение. С онлайн-играми, правда, есть одна проблема: они, прежде всего, биз-
нес. Вы не можете прийти в офис к создателям популярной ролевой игры и сказать: «Привет,
Гейб, я тут придумал очень классный эксперимент, ты обязан его провести, хотя он и превра-
тит твою игру в хаос на некоторое время». Единственньгй шанс - это убедить создателей ви-
деоигр, что ваши исследования могут им помочь.
Иногда это возможно, иногда нет. Но у меня есть идея, как создать в реальном мире некото-
рое подобие виртуальной экономики, которая могла бы стать источником
ценньгх данных.
Я бы предложил какому-нибудь государству воспользоваться опытом игровых
компаний или авторов криптовалюты вроде Bitcoin и создать полностью виртуальный и контролируе-
мый правительством финансовый инструмент. Предположим, вы гражданин Греции, Италии,
Португалии, Ирландии или еще какой-нибудь страны еврозоны без собственной национальной валю-
ты и с большими финансовыми проблемами. В следующем году вам нужно платить налоги за дом, ма-
шину и так далее. И тогда правительство предлагает вам следующее: вы можете купить за юоо евро
виртуальные кредитьг, с помощью которых в следующему году вы заплатите налоги на иоо евро.
Таким образом люди получат рост своих инвестиций в ю%, а государство - доступ к ликвидности. Эти
виртуальные кредитьг вы можете хранить на своем компьютере или телефоне, платить с их помощью
налоги или обмениваться с остальными людьми. Фактически правительство создаст новую цифровую
валюту, которая будет подкреплена будущими налогами и полностью ему подконтрольна.
Одновременно эта система будет генерировать невероятно ценную и актуальную информацию о том,
как мужчины и женщины управляют своими финансами и принимают решения. Вот на это мне как
экономисту посмотреть бьгло бьг очень интересно.
ФЕВРАЛЬ 2014 ESQUIRE 81
. ' W T f
m
m
N tv 4 i
I
предыдущая страница 85 Esquire 2014 02 читать онлайн следующая страница 87 Esquire 2014 02 читать онлайн Домой Выключить/включить текст