I О С
I V II
К И
И
И
Л
М
I I* I II и я
Н А С Т Р О Е Н И Е
а экзистенциально. Подписываясь
под
идеологией,
которая
основа-
на
на любом
представлении
о ес-
тественном
устройстве
общества,
хоть Руссо, хоть Гоббса,
мы с не-
избежностью
соглашаемся
на
от-
срочку:
не сейчас, но
при опре-
деленных обстоятельствах - когда-
нибудь потом.
Эти
обстоятельства
и
фор-
мируют
основу
любого
при-
зыва
к
политическому
дейст-
вию.
Коммунистическая
утопия
и Тысячелетний рейх лежат в бу-
дущем:
оба
они
отступают перед
хорошо измеренным топотом мо-
билизованных масс. На менее дра-
матическом
уровне
политики
на-
ших
очень
не
совершенных,
но
в принципе работающих предста-
вительных
демократий
заклина-
ют
нас,
обещая
завтрашнее
варе-
нье,
и напоминают о варенье, ко-
торое мы намазали па вчерашний
хлеб.
Не
удивительно,
что
изби-
ратели,
подключенные
к
маши-
нам электронной
коммерции,
все
с
большим трудом
могут расслы-
шать эти слова за
ш у м о м
к о м п ы о -
теров. В конце
КОННОВ, в
том и со-
стоит новейшая система
вознагра-
ждений: нажми кнопку, чтобы по-
лучить варенье экспресс-доставкой;
подпишись на ежедневную достав-
ку, чтобы получить завтрашнее ва-
ренье уже сегодня.
Эта
потребительская
эти-
ка
-
если
можно
использовать
столь
громкое
слово
-
объясня-
ет,
почему
политические
партии
и благотворительные организации
теперь прикидываются
коммерче-
скими
организациями,
оборудо-
ванные
маркетинговым
департа-
ментом
и
налоговыми
вычетами
за
благотворительность.
Все
эти
виды деятельности, будь они фор-
мально посвящены общественному
благосостоянию
или
зарабатыва-
нию денег, объединяет одна вещь:
утилитарный расчет.
Природа до-
бра может обсуждаться, но никто
не сомневается, что его можно из-
мерить и исчислить.
В
то
же
время
нельзя
про-
жить
полную
жизнь,
подчинив
большую ее часть чисто статисти-
ческой перспективе. Такая жизнь,
если можно позаимствовать назва-
ние
Селиновского
романа,
будет
только смертью в кредит. 11арадокс
к
і
оптимист
БОИТСЯ БУДУЩЕ-
ГО, КОТОРОЕ ОН
БЕЗУСПЕШНО ПЫ-
ТАЕТСЯ КОНТРО-
ЛИРОВАТЬ. ДЛЯ
НЕГО КАЖДЫЙ
ОТКАТ НАЗАД -
КАТАСТРОФА
в том, что это именно оп тимист хо-
чет заставить все человечество жить
такой
жизнью,
настаивая
па
луч-
шем будущем.
Я, как вы бы могли догадать-
ся,
вполне сочувствую той апока-
липтической
тенденции,
которая
заставила
испанских
анархистов
сжечь бумаги в мэрии
Барселоны
и
повесить священника.
Но
я
не
думаю вместе с тем, что мы долж-
ны прибегать к таким крайним ме-
рам, чтобы утвердить превосходст-
во здесь и сейчас, уважение к инди-
виду
над принуждением, которое
совершается ради коллектива,
гам
и потом. Все, что необходимо, это
ожидать худшего, по жить с надеж-
дой, то есть инвестировать настоя-
щее в воплощение наших идеалов.
Практиковать, как писал японский
поэт Басё, «случайные жесты
бес-
смысленной щедрости».
Мы
никогда
не
поймем,
что
лучше
для
общества,
если
не
го-
товы
ловить
момент
и
практико-
ваться на себе самих. Большинство
взрослых людей понимают, что это
значит
в
применении
к
ним,
но
беспечным другим
они
отказыва-
ют в способности к ответственно-
му поведению. И потому они хотят
организовать общество таким обра-
зом,
чтобы
собрать
человеческих
коров и погнать их на новые паст-
бища.
11о поверьте, сладкая трава
растет у самых наших копыт пря-
мо
сейчас;
надо лишь
не
ленить-
ся
находить
удовольствие
в
том,
что нам доступно. Я уже говорил,
что мой
пессимизм
превращается
в эпикурейство в
частной жизни.
К
сожалению,
в
нашей
культуре
эпикурейство ассоциируется с ве-
щами
прихотливыми, а
не с про-
стыми радостями жизни. Мы долж-
ны изменить это отношение и по-
нять, что когда базовые потребно-
сти удовлетворены, все остальное
может быть изобретательным и до-
бровольным.
Оптимисту
никогда
не
при-
нять этой перспективы. Оптимист-
снова парадокс
живет в страхе пе-
ред будущим, которое он безуспеш-
но пытается конт ролировать. И по
этой
причине он
никогда не смо-
жет принять желанную идею: что
мир может быть улучшен
челове-
ческими действиями. Для оптими-
ста каждый откат назад - катастро-
фа. А пессимист знает: всякая хер-
ня
может случиться,
но
пока
она
не случилась, надо коват ь железо.
8
о
14
(,)
І
I
К
I.
л I
к \
І>
Ь
'1
о і л
предыдущая страница 83 Esquire 2013 12 читать онлайн следующая страница 85 Esquire 2013 12 читать онлайн Домой Выключить/включить текст